В данном разделе собрана коллекция статей, которые помогут вам или вашим близким справиться с последствиями психологической травмы.
1. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!
Правила:
-
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
-
Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
-
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
2. Необходимо различать личность ребенка и его поведение.
Нет плохих детей – есть неприемлемое поведение. Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых.
Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих. Если ребенок провинился, необходимо подчеркнуть, что не он сам вызвал недовольство, а его поведение. Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать его – он может подумать, что его отвергают. Самое важное здесь – донести до него, что его понимают и принимают его отрицательные чувства, но не одобряют плохого поведения.
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
3. Необходимо устанавливать понятные детям правила поведения.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, шумно играть, рисовать на чем попало, все открывать, разбирать и т.п.? Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, приобретении навыков. Лучше позаботиться о том, чтобы направить подобное поведение в удобное и безопасное русло.
Тон, в котором сообщается требование, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
4. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми.
Ребенок – неповторимая личность. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой. Не надо стремиться сделать его лучше, чем он есть. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями вашего ребенка.
5. Необходимо уделять ребенку постоянное внимание.
Общаясь с ребенком, надо находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на взрослого снизу вверх. Важно, держаться ближе, стараться не повышать голос. Беседуя с расстроенным и огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:
Сын (с обидой): Не буду больше играть с Петей.
Родитель: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).
Сын: Да, не хочу.
Родитель (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства).
6. Необходимо уметь помогать ребенку.
Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности. Ребенка необходимо подбадривать, чтобы он достиг цели. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. Лучше помочь ребенку
добиться успеха, чем реагировать потом на его неудачи.
7. Необходимо чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения.
В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала.
8. Нельзя давать ребенку обещаний, которые невозможно выполнить.
Родителям надо держать данное ими слово. Однако не стоит ничего обещать в категорической форме. Если же по какой-то причине обещание не было выполнено, необходимо объясниться с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться.
9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Тогда только он будет взрослеть, и становиться «сознательным». Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех – в делах, учебе, работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться и уважать себя.