В данном разделе собрана коллекция статей, которые помогут вам или вашим близким справиться с последствиями психологической травмы.
Психологические особенности детей – пешеходов
РКПБ им. В.М.Бехтерева КССП «Сердэш 129»
мед.психолог Невоструева Л.М.
Каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто. Последствия автотравм, чаще всего, оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый ребенок с автотравмой проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10лет. Дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим, поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. Детский организм находится в состоянии становления и многие процессы подвижны и неустойчивы.Поведение ребенка зависит от его природных данных. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. У малыша дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, - он легко впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности, он просто теряется. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к действию. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение .
Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство. В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определим, источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимание на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающеюся автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых).
Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному.
При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.
Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни. Потребность детей в движении в этом возрасте, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.
Рост ребенка - серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см.. в возрасте 6 лет - около 110 см., но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Надежная ориентация приобретаемся не ранее, чем в 7-ми летнем возрасте.
В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу.Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения. Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация, доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое стадное чувство: вести себя так же, как и другие.
На детей большое внимание
оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют напрочь
забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты. На поведение детей
на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо проявляется в стиле
перехода дороги.
Так, например, у
ребенка-холерика с присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной, с его
точки зрения, задержке при переходе дороги, а если еще на противоположной
стороне стоит «нужный» автобус, трамвай или кто-то из знакомых, нередко
возникает специфическое состояние эмоционального дискомфорта, поскольку такая
задержка явно противоречит его психофизической сути. Ребенок стремится прервать
такую задержку даже за счет увеличения риска. Он начинает лавировать между
машинами или перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход в режиме психического напряжения. А если учесть, что ему приходится в течение дня неоднократно пересекать проезжую часть, то постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление и, в конечном итоге, возникает чувство страха. Следовательно, каждый родитель должен хорошо знать особенности темперамента своего ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам безопасного поведения на дороге.
Иногда задают вопрос: «Что из ПДД нужно знать
первокласснику, а что старшекласснику?». И тому и другому надо знать все, что
относится к безопасности пешехода на дороге. Детей надо учить не столько
Правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. Это как прививка,
повышающая иммунитет, только на уровне психики.
Знание Правил дорожного движения, обеспечивает человеку лишь около 10%
необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения
прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по
обстановке.
И какой бы тип темперамента не доминировал у ребенка, нужно, чтобы он при подходе к проезжей части умел настроиться на переход. А для этого необходимо исключить спешку и суету.
Часто бывает так, что ребенок, получив плохую оценку и выйдя из школы, не может переключиться, уже заранее настроившись на неприятный разговор дома. Поэтому постарайтесь не слишком строго карать его, реагируйте на неудачу очень дипломатично.
Особое внимание уделите детям с дефектами зрения и слуха. В зимнее время обращайте внимание детей на снежные бордюры вдоль дорог. На них не нужно вставать, потому что очень легко соскользнуть под колеса проезжающих машин. Даже поток воздуха от проезжающего мимо транспорта может увлечь ребенка за собой.
Для безопасности дорожного движения имеет значение и одежда ребенка. Капюшон, зимняя шапка, туго затянутые шарфы сковывают и ограничивают движение, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо помнить, кутая ребенка, и напомнить ему, что при переходе проезжей части нужно неоднократно оценивать обстановку. Кроме того, рекомендуется приобретать детям одежду и аксессуары со светоотражающими элементами, которые сделают ребенка заметным в вечернее, ночное время и в условиях недостаточной видимости.
Летнее время тоже имеет свои особенности. Во-первых, значительно возрастает количество автотранспорта, потому что на дороги выезжают те водители, которые зимой не пользовались машиной, и навыки вождения у них, естественно, ослабли. Наконец, на дороге появляются мотоциклы - от них пешеходы за зимний период вообще отвыкли. Ребенку нужно показать, как неожиданно эти транспортные средства появляются из-за автобусов, машин, создавая угрозу для пешеходов.
Если купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на дороге. Ребенок должен усвоить - кататься на велосипеде можно только в специально отведенных местах - дворах, парках, скверах, стадионах. Необходимо рассказать ему и об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП. Детям же младше 14-ти летнего возраста вообще запрещается движение на велосипедах по дорогам общего пользования. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для этого велосипед должен быть оборудован специальным сидением и подножками.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, показать ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей, чтобы при переходе дорог, перекрестков маленький пешеход научился принимать компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения, т.е. культивируйте в ребенке инстинкт самосохранения. Покажите ему нарушителей пешеходов. И, тем более, никогда не нарушайте ПДД сами. С точки зрения ребенка родители - образец поведения, а все, что делают мама и папа - отлично. Для детей родители - это только объект любви и подражания. Если можно с мамой или папой - значит так можно вообще. Если ничего не случилось, когда переходил через дорогу с папой или мамой - значит, ничего никогда не случится. Если так сделал папа или мама - значит так надо делать всегда. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии.
Личный пример соблюдения
ПДД поможет сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные
действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма. Не оставайтесь
равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, сделанное
замечание ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратят возможную беду.
В процессе обучения детей правилам
дорожного движения, основная задача родителей и педагогов — сформировать три
основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных
ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Необходимо, чтобы за всеми заботами не забывалось самое главное - дорога: дорога в школу, дорога домой. А если однажды, отправляясь на работу, вы услышите из уст ребенка наставления о внимательности уже в ваш адрес - значит, труды не пропали даром.
Нельзя забывать об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения ПДД, может произойти ДТП. Самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. Конституция определяет возраст совершеннолетия и дееспособности с 18 лет.
В соответствии с Гражданским кодексом именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями своего ребенка.
В соответствии со ст.1074 Гражданского Кодекса РФ несовершеннолетний обвиняемый в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Но в случае, если он не имеет доходов или другого имущества, достаточного для возмещения вреда, вред этот может быть возмещен его родителями, которые и привлекаются к участию в деле в качестве гражданских ответчиков. Таким образом, если по вине вашего ребенка совершено ДТП, в котором пострадали люди и разбит автомобиль, то отвечать по Закону придется Вам, уважаемые родители!
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки... несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека - о детях.
- Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу: проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
Пройдите вместе с ребенком по привычному для него маршруту в школу и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые "ловушки", которые могут подстерегать его на пути, продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.
- Нарисуйте на бумаге своему ребенку маршрут, которым он должен идти в школу. Можно выполнить рисунок в виде карты, тем самым, внося элемент игры. Пройдите с ребенком по нарисованному маршруту, рассказывая, какие опасности могут ждать школьника. Через какие перекрестки идти, какие светофоры горят для него, откуда могут неожиданно выехать автомобили, по каким признакам различить автомобили, которым разрешается движение на красный сигнал светофора и так далее.
Для ребенка это превращается в увлекательную игру, и велика вероятность того, что он запомнит, как ему безопасно дойти до школы.