В данном разделе собрана коллекция статей, которые помогут вам или вашим близким справиться с последствиями психологической травмы.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ – «СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ»
Часть первая
Утрата семьи.
Дети, пережившие разлуку с семьей, фактически оказываются в ситуации чрезмерно ранней социальной свободы. Но даже если среда неблагоприятна для ребенка, он не знает ничего другого, привязан к ней и просто не готов оказаться в одиночестве и заботиться об удовлетворении своих потребностей.
Часто дети в силу особенностей восприятия или возраста не могут адекватно оценить причин изъятия из семьи и воспринимают это как насилие, а представителей органов опеки как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. Ребенок может быть подавлен, агрессивен или безучастен к происходящему, но каковы бы ни были реакции детей, взрослым нужно помнить, что уход из семьи – самое значительное событие из всех, что происходило до сих пор в жизни ребенка.
Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей, по сути, является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями невозможно. Утрата семьи, даже если она не была неблагополучной – серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и своей ненужности.
Приемная семья – вынужденная необходимость. Если можно хоть что-то сделать, чтобы сохранить ребенку его кровную семью – это необходимо сделать.
Привязанность и семья в жизни ребенка.
«Я никому не нужен», «Меня нельзя любить», «На взрослых бесполезно рассчитывать, они бросят тебя в любой момент», - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, так и говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».
Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Однако, способность такие связи устанавливать ограничена: если разрыв близких отношений происходит несколько раз, боль утрат и отчаяние от их повторения могут привести к избеганию близости.
Дети, выбирающие избегание как способ избавления от страданий, испытывают серьезные трудности в межличностных контактах. Постоянный внутренний конфликт между потребностью в близости и отказом ее удовлетворить становится источником личностных расстройств.
Другой тип детей - это те, кто, не имея возможности привязаться к кому-то одному, «добирают» нужное им эмоциональное тепло за счет большого количества временных связей: ко всем прыгают на руки, называют «мама» и «папа» и так же легко отпускают.
Но большинство детей, чей опыт жизни в семье не был катастрофическим, и чье доверие ко взрослым подорвано не окончательно, ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости с надеждой на то, что в этот раз все будет хорошо.
Модели семейных отношений.
Модели взаимоотношения с другими людьми и проявления привязанности формируются и закрепляются в семье. Наши реакции на те, или иные поступки, поведение в житейских ситуациях, способность ссориться и мириться, добиваться своего и преодолевать трудности, ответственность и забота, наше восприятие и понимание чужого поведения – все это является, прежде всего, результатом опыта, полученного в семье. Это объясняет значительные трудности, связанные у выпускников детских домов с вопросами семьи и брака: они владеют опытом жизни в коллективе, полученном в детском доме или приюте, и негативным семейным опытом. Ни то, ни другое для благополучной семейной жизни не годится. Навык семейной жизни может быть приобретен только в семье. Наряду с потребностью каждого ребенка в нормальной заботе и любви, необходимость опыта жизни в семье стала важным основанием для появления приемных семей.
Формирование привязанности в новой семье и негативное поведение.
Дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой, приемной семье. Иногда дети даже провоцируют приемных родителей на разрыв, демонстрируя своим поведением двойственность – привязанность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своем опыте. Они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них теплые чувства. Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своем плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых. Потому что на личном опыте знают, как взрослые могут злоупотреблять той властью, которую им дает привязанность и уязвимость ребенка. Кроме того, вспышки негативного поведения могут быть реакцией на утрату кровной семьи, воспоминания о которой периодически посещают детей. Неизбежное в этом случае чередование гнева, подавленности и чувства вины у ребенка становится дополнительной нагрузкой на воспитателя и препятствием, затрудняющим формирование новой привязанности.
Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приемную семью.
Ребенок может жалеть своих кровных родителей, т.к. «они плохо живут, им плохо». Он может считать себя «предателем», почувствовав привязанность к приемным родителям – и сердиться на них за это. Негативное поведение может быть результатом эмоциональной неустойчивости и нарушений в деятельности центральной нервной системы. Наконец, дети могут просто демонстрировать результаты своего прежнего семейного опыта – «как надо вести себя в семье».
Привязанность и интеллектуальное развитие.
Потребность в устойчивых позитивных отношениях с ближайшим окружением является базовой – то есть, жизненно необходимой и непосредственно связана с нормальным развитием психики.
Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление, к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии.