В данном разделе собрана коллекция статей, которые помогут вам или вашим близким справиться с последствиями психологической травмы.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ – «СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ»

 Часть вторая

Последствия насилия в семье.

            У каждой неблагополучной семьи своя история, и отношения внутри семьи также бывают разными. Родители могут быть инвалидами, психически больными или старыми людьми (малообеспеченные бабушки, воспитывающие внуков), одинокими женщинами, спасающимися алкоголем от депрессии. У таких взрослых зачастую отсутствуют адекватные родительские навыки, а их дети страдают от пренебрежения к своим нуждам.

            Известно, что гораздо больше детей погибает от пренебрежения, чем от прямой жестокости. В связи с этим, пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка принято считать одним из видов насилия – наряду с эмоциональным, физическим и сексуальным.

            Наряду с семьями, опустившимися социально, но сохранившими привязанность к своим детям, приходится сталкиваться и с ситуациями, когда причиной неблагополучия был хронический алкоголизм и криминальная обстановка в доме. В этом случае дети подвергались одновременно нескольким видам насилия, и психологическая атмосфера, созданная родителями, была тяжелой: озлобленность, неконтролируемая агрессивность, чувство безнаказанности («мой ребенок – что хочу, то и делаю»), отсутствие моральных ограничений и каких бы то ни было правил.

            У детей, подвергавшихся жестокому обращению, наблюдаются следующие нарушения:

  • психосоматические проявления - энурез,  тики, заикания, боли в животе, дрожание рук и т.д.;
  • в эмоциональной сфере – повышенная тревожность и низкий уровень самооценки, депрессия, агрессия, страхи, низкий уровень доверия к взрослым, проблемы с формированием привязанности, сниженный уровень познавательной мотивации, трудности с концентрацией внимания и  т.д.;
  • поведение  - отличается виктимностью (позиция жертвы) или асоциальностью (побеги, воровство, воспроизведение агрессивных действий взрослых), может быть сексуально окрашенным.

            Следует отметить, что подобные нарушения могут встречаться и у детей из обычных семей, но они вызваны другими причинами. Только грамотная психологическая диагностика позволяет определить источник проблем, имеющихся у ребенка, и выработать правильную стратегию реабилитации.

            Выяснение жизненной истории ребенка и его семьи, точная медицинская и психологическая диагностика и последовательная психотерапевтическая работа – те меры, которые составляют часть реабилитационного процесса. Мы говорим «часть» потому, что для большинства детей самым мощным реабилитирующим фактором является атмосфера тепла и принятия, создаваемая в приемной семье.

Особенности умственного развития детей из неблагополучных семей.

            Асоциальный образ жизни родителей снижает темп развития ребенка. Недостаточная общая эрудиция, низкая работоспособность, истощаемость, недостаточная сформированность логического мышления и трудности в организации целенаправленной деятельности – закономерные последствия психической депривации.

            У школьной неуспеваемости могут быть разные причины: педагогическая запущенность, задержка психического развития или эмоциональные проблемы ребенка. Психологическая и, в частности, нейропсихологическая диагностика, позволяет выявить слабый компонент в сложных функциональных системах и разработать индивидуальную схему развивающее - коррекционных занятий.

            Обычно воспитанники детских домов и интернатов посещают внутренние школы, в которых требования к знаниям снижены, а среда общения ограничена рамками данного учреждения.

            Традиционное представление о детях из неблагополучных семей как о «трудных» имеет под собой основание, однако «трудными» эти дети являются в первую очередь для себя. В некоторых случаях приходится удивляться, как ребенок вообще остался жив в тех условиях, в которых оказался.

            Однако сколь бы не были серьезны проблемы таких детей –  в основном, они поправимы.

            Целенаправленная терапевтическая помощь требуется всем детям, лишившимся семьи. Однако максимальный эффект достигается только на фоне реальных жизненных изменений к лучшему: новый опыт отношения к самому себе усваивается ребенком через отношение к нему в новой семье.

            От людей, которые хотят воспитывать приемного ребенка, требуется настоящая самоотверженность и личностная зрелость: дети, лишившиеся семьи, не готовы «отдавать любовь», и толком не знают, как ее принимать – но отчаянно в ней нуждаются.

Взять на себя груз болезненного прошлого таких детей и заботу о них в настоящем очень нелегко. И помочь в этом может только сознание, что ничто хорошее не пропадает зря,  любой положительный опыт имеет огромное значение для ребенка, помогая ему выжить.

            Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной семейной обстановке. Даже внешне становятся  похожи на своих приемных родителей, привязываются к новой семье, считая ее своей. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них.

            Мы не в силах отменить прошлый опыт ребенка, но мы в состоянии помочь ему в настоящем – и, тем самым, повлиять на его будущее. 


Возврат к списку


МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШИРОКОМ КРУГЕ ПРОБЛЕМ:

  • Реакция утраты
  • Супружеские конфликты
  • Любовные проблемы
  • Детско-родительские отношения
  • Одиночество
  • Депрессивные состояния
  • Неврозы
  • Химические и нехимические зависимости
  • Суицидальное поведение