В данном разделе собрана коллекция статей, которые помогут вам или вашим близким справиться с последствиями психологической травмы.

1. Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Ваша реакция вомногом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.

2. Выключите телевизор. Развернутаясредствами массовой информации вокруг события кампания может быть травматичной.Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Лучше может бытьиспользование радио при получении новостей - зрительные образы могу г быть особеннотяжелы для ребенка.

3. Имейте в виду, что реакцияребенка может быть разной в зависимости от возраста. Особенно она может влиятьна подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь запрофессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые идлительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Имейтев виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гиперактивен, тревожен,обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведении (например, нехотеть больше играть с друзьями на улице), но имейте в виду. что это нормальныереакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находятвыражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т.д.) илиповедении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше 2недель, обратитесь за помощью.

4. Поговорите с ребенком о том, чтопроизошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как этаинформация должна быть ' сфюрмулирована, зависит от возраста. Основная задачавне зависимости от возраста - это помочь ребенку восстановить чувствобезопасности. Для дошкольников достаточно признать, что «что-то нехорошеепроизошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебяот беды. Дети этого возраста не должны смотреть передачи о кагастро4)е потелевизору. Начальная школа. Выясните, что они знают о случившемся, что поэтому поводу думают, что слышали в школе и от других детей. В этом возрастедети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задаватьнесколько странные вопросы «во что был одет пилот», «а мама пожарного знает,что он там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка,что многие люди работают над тем, чтобы случившегося не повторилось, что иродители и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности.Заверьте младших детей также, что никакие его проступки, ничего, что он сделалне является причиной катастрофы. Средняя школа. Вы можете поделитьсяинформацией, которая у Вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять жевыясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подросткимогут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или наоборот быть оченьвозбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйтеребенка выходить на обсуждение, пока он не будет к этому готов.

5. Спокойно выразите свои эмоции,но помните, что Ваше уравновешенное поведение будет больше способствоватьчувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства.Подчеркните, что это нормально испытывать те чувства, которые всложившейся ситуации захватили его.

6. Уделяйтеребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку успокоиться (как черезпсихологический канал, так и (физический — ребенку может требоваться не толькобольше ласки, и внимания, но также больше выхода физической энергии.Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте его для того.чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д.

7. Позвольтеребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства.Обеспечьте его необходимым материалом -плас I илнн, краски, журналы

8. Играй [е смаленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

9. Ребенок можетповторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным дляродителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией на его рассказродителей. Если же ребенок застревает и повторение длится многие недели безизменения, обратитесь к психо.югу.

10.Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это моет помочь ребенку восстановить чувство стабильность и безопасности мира. Избегайте ненужных изменений.

11.Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими - учителем и др. Узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.

12. Дети особочувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать назвуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что этифакторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много послетравматического события.

13. Подумайте,как вы и ваш ребенок можете помочь. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что могут помочь. Ребенок может рисовать картинки для спасителей, помочь собрать деньги.

14.Помните, что дети выживают и восстанавливаются после травматического события. Дайте ребенкуи себе время на это.

15. Обратитесь за помощью, если Вы сами чувствуете себя тревожно и расстроено. Вы сможете бытьполезнее для ребенка, если у Вас у самих будет больше поддержки.


Возврат к списку


МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ШИРОКОМ КРУГЕ ПРОБЛЕМ:

  • Реакция утраты
  • Супружеские конфликты
  • Любовные проблемы
  • Детско-родительские отношения
  • Одиночество
  • Депрессивные состояния
  • Неврозы
  • Химические и нехимические зависимости
  • Суицидальное поведение